четверг, 19 октября 2017 г.

Сквернословие у детей



Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Причины сквернословия:  
·         Бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста).  
·         Повторение часто слышимых ругательств из-за их заразительной силы, способ выразить свое отношение (дошкольный и младший школьный возраст).
·         Стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст).
·         Желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).

«Обзывания» – частая причина детских обид и даже драк. В то же время – это «испытание на прочность»: общаясь, дети неизбежно обзывают и дразнят друг друга, будто бы проверяя силу характера.
Причины, по которым дети дразнят и обзывают друг друга:
-Сознательное желание оскорбить или разозлить сверстника (у агрессивных детей).
-Желание привлечь внимание или начать забавную игру.
-Оскорбление-провокация (дразнящий хочет спровоцировать сверстника на ответные действия – словесную перепалку, борьбу, погоню).
-Желание повеселить окружающих.
-Самоутверждение (дразнящий унижает сверстника и утверждает свое лидерство).
-Месть.

Бесполезно:  ругать или запрещать, бить по губам.
Полезно:
·         следить за собственной речью: если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
·         объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае, когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
·         научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями;
·         научить адекватно реагировать на чужую грубость или агрессию.
Рекомендации
1.      Постарайтесь, чтобы бранные слова вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.
2.       Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.
3.       Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, взрослые должны показать ребенку что они понимают и принимают его чувства. Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.
4.      Если ребенка приобщили к мату более просвещенные сверстники, воздержитесь от брани и оскорблений как в адрес ребенка так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку что мат - это не только неприлично, и как показатель его развития недостойно его как человека.
5.      Если ребенок мотивирует свою брань тем, что "все остальные тоже ругаются", попробуйте объяснить ребенку что нецензурная лексика - это такая же зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным. Что мат - это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.
6.       Наконец, если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту (например, нейропсихологу).

Комментариев нет:

Отправить комментарий