воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Что делать, если ребенок не умеет проигрывать?



Очень часто родители жалуются на то, что их ребенок совершенно не умеет проигрывать, устраивает истерики, плачет и т.д. Такие же реакции могут проявляться и если кому-то удается быть лучше него.

Для начала давайте разберемся в причинах.   
Истерики по поводу проигрыша в чем-либо связаны с тем, что все дети по природе своей эгоцентристы. Ощущение собственного всемогущества, с которым ребенок рождается, постепенно модифицируется в более-менее адекватное восприятие реальности к 5-6 годам. Это в норме. Однако такое поведение может не только не уйти из жизни ребенка, но и еще более закрепиться. Стремление быть первым в этом случае уже, скорее всего, заложено в характере ребенка (лидерские качества), плюс подкреплено воспитанием.
Как правило, в сознании таких детей живет мысль, что их будут любить только в том случае, если они будут успешными (учиться на пятерки, побеждать в конкурсах и соревнованиях и т.д.). В результате, любой проигрыш или даже четверка воспринимается, как катастрофа.
Часто родители, не осознавая того, сами внушают детям идеал, к которому они должны стремиться (быть отличником, хорошо себя вести, быть первым). А согласитесь, что не всегда дети, в силу своих природных физических или интеллектуальных возможностей, могут соответствовать родительским ожиданиям. Эта ответственность ложится на плечи ребенка тяжелым грузом (он всегда должен быть лучшим, чтобы его принимали и любили!). И вот этот страх несоответствия ожиданиям родителей рождает у ребенка неадекватные эмоциональные реакции на любой неуспех.

Что же делать?
Рекомендации родителям:
  • Пересмотрите свою систему воспитания. Проанализируйте, не слишком ли многого Вы ждете от своего ребенка, снизьте количество требований и ожиданий.
  •  Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть (говорите ребенку, как Вы его любите, как он Вам дорог и нужен без всяких условий).
  •  Не критикуйте ребенка. Когда ребенок ошибся, он и сам расстроен. Не браните его, не стыдите за слезы или злость.
  • Если осечка вывела ребенка из душевного равновесия и он плачет или злится, скажите: «Я вижу, ты ужасно расстроился. Но когда сразу не получается – это нормально. У всех людей такое бывает». Поделитесь своими детскими воспоминаниями и расскажите, как долго пришлось учиться какому-то умению.
  • Чаще хвалите ребенка, но не сравнивайте при этом с другими детьми. Запомните: среди ровесников ребенка нет примеров для подражания! Лучше и правильнее сравнивать его успехи с тем, что было прежде, т.е. соревноваться с самим собой. Можно даже завести отдельный блокнот и фиксировать достижения в той или иной игре или виде деятельности.
  • В случае проигрыша скажите: «Тебе очень хотелось быть первым, и проигрыш сильно тебя огорчил. Но самое главное – ты был настойчив. Уважаю твое старание!»  Ребенок перестанет сердиться. Ведь вы показали, что цените его личные качества, а не требуете результата любой ценой. 
  •  Называйте те личностные качества, которые потребовались, чтобы достичь успеха. В первую очередь это касается  случаев, когда у ребенка что-то действительно получилось.  Он был терпелив, или настойчив, или трудолюбив, или не терял веры в себя. У него способности к лепке или хорошая память? Говорите ему об этом. Помогите осознать, что он личность, и почувствовать самоуважение.

Будьте терпеливыми и последовательными. Помогите ребенку понять, какой он уникальный, способный, замечательный. И проблема с проигрышами улетучится. Ведь уверенному в себе человеку не нужно ничего никому доказывать.



Комментариев нет:

Отправить комментарий