понедельник, 12 октября 2015 г.

Причины и мотивы «плохого» поведения детей



А думали ли вы, что значит «плохо себя вести»? Как правило, под этими словами мы, взрослые, подразумеваем такое поведение, которое не соответствует нашим ожиданиями и нашим критериям «хорошего» поведения и соответственно вызывает негативные чувства. 

Американский психолог Рудольф Дрейкурс определил четыре причины плохого поведения детей. При этом, с его точки зрения, вне зависимости от категории поведение имеет определенную ЦЕЛЬ, так как в результате ребенок чего-то достигает или стремится достичь. Эти цели актуальны не только для детей младшего возраста, но и для более старших детей, и даже для взрослых. 
Р.Дрейкурс условно разделил плохое поведение на четыре категории, или цели: внимание, власть, месть, избегание неуспеха. 

Первая причина – борьба за внимание. Если ребенок не получает от родителей нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. В результате – родители то и дело отрываются от важных дел, ходят в школу, выслушивают замечания учителя, ругают ребенка… Нельзя сказать, что это уж очень приятно для ребенка, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого. 
Борьба за внимание является самой распространенной причиной "плохого" поведения детей.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме указаний, замечаний и опасений. В результате родители сталкиваются с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это – главное! 

Третья причина – месть. Дети часто бывают обижены на своих родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся… Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!...» 

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех, избегание неудачи. В данном случае неблагополучие ребенка является результатом низкой самооценки. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой»!»
 

Вывод из всего вышесказанного один – инициаторами «плохого» поведения детей в большинстве случаев становимся мы, взрослые, а точнее наше предвзятое, несправедливое, авторитарное или безразличное отношение к ним. А соответственно, чтобы поведение детей изменилось в лучшую сторону, нам нужно начинать с себя и менять собственное поведение и отношение к детям.

1 комментарий:

  1. Юлия Викторовна, здравствуйте. Можете выложить какие нибудь материалы для коррекции поведения. Проявляется это когда что то не получилось, не первый, не успел, получил хуже оценку чем кто то.. - начинает кидать учебники, выбегать, материться.. Когда мы первые и хорошие оценки -то мы супер мальчик.. А вот когда наоборот - так караул..Буду очень признательна за любые материалы на эту тему..

    ОтветитьУдалить