воскресенье, 26 апреля 2015 г.

Утомленные школой

Что делать, когда усталость перерастает в болезненное состояние?
Учебный год идет к концу. Конечно, ребята устали. Многочисленными исследованиями давно установлено: особенно часто утомление проявляется в начале и конце учебного года и четверти. Кроме того, утомление возникает ежедневно, обычно к четвертому уроку, и усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы, утомление переходит в переутомление. Возникает, что называется, «долг организму». И «выплачивать» его придется нарушениями здоровья и снижением успеваемости… 

Тревожные признаки

Физиологами выделяются разные виды утомления. Мы поговорим о наиболее часто встречающемся и беспокоящем родителей виде утомления - умственном.
При умственном утомлении появляются признаки истощения функции коры головного мозга: ослабляются внимание и память, растет число ошибок, ухудшается координация движений, притупляются ощущения. Нарушается и поведение школьников. Одни становятся шумливыми, непослушными. Других, наоборот, одолевает вялость, апатия. 

 В физиологии различается первичное и вторичное утомление. Первичное появляется быстро, ученик уже научился справляться с ним усилием воли, оно не требует прекращения работы. Вторичное утомление развивается медленно и уже не может быть преодолено по ходу работы. Необходимо прекратить умственную нагрузку и отдохнуть. Если организм не получает отдыха или отдых недостаточен, утомление может перерасти в переутомление. А это уже болезненное состояние организма.
Школьники постоянно чувствуют усталость, работоспособность у них стабильно снижена. На последних уроках или к концу дня появляются головная боль, иногда сердцебиение, боль в груди. Беда еще и в том, что переутомление затрудняет переключение процессов возбуждения и торможения. Что это значит? Переутомившийся ребенок после напряженного рабочего дня просто не способен отдохнуть. Его мозг вновь и вновь прокручивает все, что случилось за день. Ребенок не может отвлечься от школьных забот, ему трудно уснуть, он часто пробуждается, его сон неглубокий, нередко сопровождается неприятными или даже кошмарными сновидениями. Накопленная усталость часто оборачивается дремотой в школе, особенно на первом-втором уроках. У переутомившегося ребенка появляются бледность, синева вокруг глаз, вялость, сутулость. Ребенок становится то рассеянным, заторможенным, то вспыльчивым, раздражительным.
Переутомление гораздо легче предупредить, чем вылечить. Именно вылечить, так как переутомление потребует обращения к детскому врачу и психологу. 

Во время урока...

Младшие школьники быстро утомляются при длительном ограничении двигательной активности, при монотонной, пусть даже легкой работе.
Во время уроков ограничение двигательной активности снимается физкультурными минутками. Выполняя домашние задания, ребенок обычно о них не вспоминает. К сожалению, и родители редко подсказывают, что пора сделать передышку, чаще раздается угроза: «Пока не допишешь, не встанешь!» Но почувствовав усталость, ребенок должен именно встать, хорошенько потянуться, подпрыгнуть, энергично наклониться вправо-влево, покрутить головой по часовой стрелке и наоборот. Для преодоления «позотонического» утомления полезно выполнить забавное упражнение «кошка пролезает под забором»: встать на четвереньки, сначала выгнуть спину горбом, опустить голову, потом, прогибая спину и скользя грудью по полу, поднять голову. Если погода позволяет, выйти на воздух, на балкон, на крыльцо. После десятиминутного активного отдыха малыш возьмется за уроки с новыми силами.

Переключаемся на домашнюю волну

За домашние задания школьник не должен приниматься сразу же после занятий в школе. Пусть сначала как следует погуляет на воздухе, не меньше двух часов.
Но бывает и так, что ученик, вернувшись из школы, сам тут же немедленно берется за уроки. И гулять отказывается, и отдохнуть не хочет, и даже обедать не садится. Родителей это обычно не настораживает, а иногда и радует: вот какой ответственный ученик! А между тем это симптом нехороший. И свидетельствует он не о сверхъестественном прилежании малыша, а об утомлении от школы. Зная, что от учебных требований ему не ускользнуть, он хочет поскорей их выполнить, раз уж иначе нельзя. Но ребенок повзрослеет, и родителям останется только недоумевать: ведь какой был прилежный, первым делом хватался за уроки, а теперь… ненавижу, кричит, вашу школу, сами учитесь, если вам надо…
А ведь родители могли бы и раньше заметить второй симптом: чрезмерное прилежание сочетается с частыми недомоганиями («голова болит, живот болит, сердце колет») и более или менее откровенной радостью при возможности поболеть и не ходить на уроки.
Беда в том, что многие родители совершают типичную ошибку. Когда ребенок становится учеником, они сознательно или бессознательно изменяют общение с ним, полностью перестраиваясь на «школьную волну». Круг тем для разговора с ребенком резко сужается: «Что проходили? Что спрашивали? Что задали? Покажи тетрадь. Опять ошибка. Садись переписывать. Стихотворение выучил? Расскажи. Правило запомнил? Повтори». И так далее. Семья фактически начинает дублировать школу. И что же получается? То, что ребенок «остается в школе» сутки напролет.
Неприязнь к школе всегда вызывает у ребенка повышенную утомляемость от занятий уже потому, что для него это тягостное, неприятное дело. А ведь излишняя родительская строгость большей частью сопровождается и чрезмерными требованиями. У ребенка развивается тревожность, появляется беспокойство перед каждой контрольной работой, даже если он хорошо все выучил. Но нередко и эти симптомы родители принимают за ответственность и добросовестность. Но, к сожалению, это всего лишь невозможность ребенка противостоять давлению взрослых. Развитию ответственности она не помогает, а только мешает.

Статья: Каменский Сергей /газета "1сентября"

Комментариев нет:

Отправить комментарий