среда, 21 мая 2014 г.

Коррекция самооценки ребенка



Памятка для родителей, имеющих тревожных и неуверенных в себе детей

«Почему мой ребенок не умеет или не хочет общаться со сверстниками? Что нужно делать, чтобы он стал менее тревожным и более уверенным в себе?»
       Такие вопросы задают многие родители! Очень часто причиной такого поведения является заниженная самооценка. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о раз­витии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.
       Кто виноват и что делать? – спросите Вы!
      Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что первоначальная оценка ребенком своих личностных качеств, поступков, результатов своей деятельности является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам и поступкам воспитатели, учителя, родители. Другими словами, именно мы, взрослые, формируем самооценку наших детей!

      Данные рекомендации могут помочь Вам повысить самооценку Вашего ребенка при условии их систематического использования!

Итак:
  1. Найдите время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребенку все свое внимание, не деля его ни с чем.
  2. Не критикуйте ребенка и не осуждайте его поступки слишком часто.
  3. Оценивайте непосредственно плохое поведение ребенка, не нападая и не критикуя его характер.
  4. Почаще хвалите его, но избегайте фальши и неестественности.
  5. Хвалите ребенка за конкретные поступки, а не "вообще": "Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф", а не "Хорошая девочка!" Если ребенок видит, что вы действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он, скорее всего, их повторит.
  6. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: "лучший", "самый умный", "самый симпатичный". Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его "совершенства". Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот. Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким - самым хорошим - и будет... а это, согласитесь, непосильная ноша!
7.      В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
  1. Давайте ему задания, выполнение которых поможет повысить его значимость в собственных глазах и почувствовать уверенность в себе.
9.      Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте его начинания, пусть он чувствует себя лидером.
  1. Признавайте сильные стороны своего ребенка и хвалите его за них, а не фиксируйте внимание на его слабостях.
  2. Уважайте усилия ваших детей, им так многому приходится учиться.
  3. Объясните ребенку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться.
  4. Относитесь с уважением к индивидуальным особенностям вашего ребенка, к его степени развития на разных стадиях; позвольте ему "двигаться в его собственном темпе".
  5. Показывайте своему ребенку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Покажите ребенку его старые рисунки, или проиграйте записанную на магнитофон его речь, или покажите его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки в общении и моторике.
  6. Бережно относитесь к миру вашего ребенка; уважайте его интересы, серьезно воспринимайте огорчения, какими бы тривиальными, бесконечно повторяющимися и скучными они вам не казались.
  7. Избегайте сравнения своего ребенка, да и себя тоже, с другими, не важно будет ли это сравнение в его пользу или нет; пусть он знает, что его любят и ценят таким, какой он есть.
  8. Поймите, что "безобидные" прозвища или шуточные поддразнивания, кажущиеся вам забавными, совсем не так безобидно воспринимаются вашим ребенком. И если он просит вас перестать, прислушайтесь к нему!

     Не следует думать, что, начав так общаться со своим ребенком, изменения в его поведении произойдут сразу, как по взмаху волшебной палочки! Коррекция самооценки детей – сложный и долгий процесс! Но результат того стоит! Будьте упорны, и результат обязательно будет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий