понедельник, 23 декабря 2013 г.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста.
К основным симптомам этого кризиса относят:
  • потерю непосредственности: ребенок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие. Если ранее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать ребенок думает, чего оно может стоить ему;
  • манерничание: его душа становится закрытой и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая;
  • симптом «горькой конфеты»: когда ребенку плохо, то в этом возрасте он старается это скрыть от окружающих.
Наряду с этим можно легко заметить, что в этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде. Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становится вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недовольство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непослушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.

Нередко можно встретиться с прямо противоположным явлением – абсолютно пассивным поведением. Такие дети беспокоят своих родителей чрезмерной пассивностью и рассеянностью.
Рекомендации родителям
по преодолению кризиса 7 лет
1.      Прежде всего, нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
2.     Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и само­стоятельности.
3.     Измените, свое отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарай­тесь его понять.  
4.      Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий. 
5.     Если ваши отношения с ребенком приобрели характер не прекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
6. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. 
7. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения).
8. Постарайтесь больше поддерживать и хвалить ребенка за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он уже многое может сделать сам. Порицать следует не самого ребенка, а тот поступок, который он совершил («Меня очень огорчило, что ты не дал сестренке сока» вместо оскорбительного: «Ты жадный и противный мальчик!»).
 9. Не акцентируйте внимание на негативных проявлениях ребенка — и ему станет неинтересно демонстрировать их вновь.
10.      Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
11. Прочитайте книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» и возьмите на вооружение представленные там техники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий